Доброго времени суток, уважаемые читатели! Рад вас снова приветствовать на нашем ресурсе. Сегодня мы немного поговорим про выбор культиватора.
Главная задача культиватора — качественно подготовить почву перед посевом: измельчить, выровнять, прикатать. Для этого культиваторы комплектуются следующими основными рабочими органами:
Рыхлительные лапы. Бывают стрельчатые или долотообразные. Лапы крепятся на жестких или пружинных стойках. Долотообразные лапы обеспечивают в основном качественное рыхление почвы, а стрельчатая лапа используется для универсальной обработки.
Лапы на пружинных стойках используют в универсальных культиваторах, они обеспечивают лучшее разрыхление и перемешивание переуплотненной почвы, не забиваются растительными остатками при обработке.
Однако лапы на пружинных стойках зачастую не срезают всех сорняков, частично переворачивают почву, высушивая ее, и могут выносить наверх семена сорняков из более глубоких слоев почвы. Именно поэтому лапы на жестких стойках чаще используют на предпосевных культиваторах.
Различные виды катков. Применяются в зависимости от места установки катка: для выравнивания гребней после других почвообрабатывающих орудий, измельчения крупных комков почвы, разравнивания почвы, уплотнения верхнего слоя.
Пружинно-катковая приставка. Также используется для разравнивания поверхности, создания мелкокомковатой структуры почвы.
Выравнивающая планка. Обеспечивает финишное выравнивание почвы после прохождения всех рядов рабочих органов культиватора.
Мотоблоки делятся на 3 класса.
Легкие. Мотоблоки массой 60-80 кг., предназначены для участков 10-20 соток. Двигателя как правило 6 либо 6.5 л.с. Мотоблоки этого класса способны выполнять все работы, перевозить грузы массой до 300 кг., работать с любым активным навесным оборудованием. Яркие представители легкого класса: Мобил К МКМ-3, МКМ-4, НЕВА МБ-Компакт, Мотоблок АВАНГАРД, Целина МБ-501. Все мотоблоки легкого класса комплектую фрезами, удлинителями осей, колесами 4х8 – 4х10. Дополнительно могут быть установлены грунтозацепы.
Средние. Мотоблоки с массой 80-120 кг., предназначены для участков 10-50 соток земли. Двигателя имеют мощность 6-10 л.с.. Способны работать как с активным, так и пассивным навесным оборудованием, перевозить грузы массой до 500 кг., иногда имеют функцию разблокировки колес, встречаются варианты как с клиноременной передачей, так и с валом отбора мощности. Яркие представители среднего класса с ременной передачей: ОКА, Целина, НЕВА серии МБ-2, МБ-23, Агат, Weima. Мотоблоки с ВОМ: УГРА, некоторые модификации Weima.
Ремарка: вернемся немного к культиваторам, встречаются культиваторы Fermer, Asilak, Shtenli в характеристиках, которых написано, что они имеют ВОМ (вал отбора мощности). И действительно, на них присутствует так называемый ВОМ. И вот тут начинается когнитивный диссонанс. Если Fermer/Asilak имеют хотя бы реальный ВОМ, то Shtenli идут с ВОМ фиктивным. В Shtenli ВОМ имеет постоянное вращение, не соответствует диаметру под активное навесное оборудование, т.е. фактически его использовать НЕВОЗМОЖНО. А Fermer/Asilak не завозят активное навесное оборудование под свои мотоблоки. По своей сути, модели данных производителей и иных китайских аналогов невозможно использовать в качестве мотоблока с активным навесным оборудованием, поэтому по факту они остаются культиваторами с ВОМ (который не функционален). Это вообще одно из самых важных нюансов, ради чего я затеял данную статью. В реальной жизни, невозможно эксплуатировать китайский мотоблок с ВОМ.
Тяжелые. Мотоблоки тяжелого класса с массой от 170 до 240 кг. Используются как правило на участках от 20 соток до гектара. Они тяжелы, имеют массивный внешний вид, шестеренчатый редуктор, функцию блокировки дифференциала, вал отбора мощности. Мощность двигателя 9-13 л.с. Колеса 6.00 х 12 с обычным, либо высоким протектором, либо 6.50 х 12. К данным мотоблокам агрегатируется и пассивное навесное оборудование, и активное. Активное навесное оборудование подключается через ВОМ, в том числе и фреза. Пассивное, через специальное сцепное устройство. Данный класс мотоблоков стоит достаточно серьезных денег, навесное оборудование так же стоит очень дорого, одна фреза активная по стоимости составит около 1000 белорусских рублей. Чаще всего, такие мотоблоки используются на фермерских хозяйствах с приличной территорией обработки. Хотя и частные лица, часто пользуются такими мотоблоками на участках 20-50 соток. С другой стороны, мотоблок такого класса, с набором навесного оборудования по стоимости приблизится к цене минитрактора. Тут надо взвешивать все за и против. Яркие представители тяжелого класса: МТЗ (Беларус), Мотор Сич, КС-11, Grasshopper, Мобил К G85, Мобил К Ghepard. Они фактически идентичны, имеют небольшие различия в коробке передач, двигателях, редукторах.
Надеемся что материал был для вас полезен и интересен. С уважением Евгений Владимирович.